Вторую и третью части«Капитана Америки», стыдливо названного у нас «Первым мстителем», многие критики провозглашают лучшими фильмами в киновселенной Marvel. От прочих лент в MCU их отличают непривычно холодная картинка, пониженная концентрация юмора, а также попытки поднимать серьёзные темы и вводить конфликты посложнее, чем «в небе гигантская дыра, надо срочно побить злодея, чтобы её заткнуть». До «Тёмного рыцаря» всё ещё далековато, но ничего мрачнее и приземлённее того же «Зимнего солдата» во франшизе не найти. Однако после «Противостояния» братья Руссо отправились делать самый масштабный кроссовер всех времён и народов: «Войну бесконечности» в связке с «Финалом». И хотя драмы в нём тоже хватало, характерный дух «Первого мстителя» потерялся за баталиями планетарного масштаба. Вернуть его попытались во втором официальном сериале в киновселенной Marvel, который изначально должен был стать первым.
Итак, Стив Роджерс уходит на покой, передав свой титул Сэму «Соколу» Уилсону. Только вот Сэм к такой ответственности оказывается совсем не готов, а потому почти сразу сдаёт звёздно-полосатый щит в музей, чтобы тот служил памятником его товарищу по Мстителям. А вот люди в правительстве куда как решительнее: они представляют миру своего нового Капитана Америку. В синем костюме теперь щеголяет Джон Уокер — настоящий офицер, истинный патриот и герой афганской кампании. Публика от него в восторге, в отличие от Сокола и Баки, между которыми тлеет конфликт из-за того, что Сэм проигнорировал последнюю волю Стива. Но им придётся подавить взаимную неприязнь, ведь в Европе набирают силу «Крушители флагов» — радикалы, выступающие против восстановления миропорядка, каким он был до щелчка Таноса. И главная проблема в том, что террористы где-то раздобыли сыворотку суперсолдат. Как уже было сказано, «Сокол и Зимний солдат» должен был стать первым официальным сериалом Marvel Studios, а выпустить его планировали ещё прошлым летом, вдогонку к «Чёрной вдове». Но, как мы знаем, пандемия изрядно перетряхнула планы студийных боссов, так что «Вдову» мы ещё и в глаза не видели, а шоу про приятелей Капитана Америки получили только сейчас. И то, что именно с него Кевин Файги и компания собирались начинать сериальную эру, становится очевидно со второго эпизода. Ведь, в отличие от экспериментального «Ванда/Вижн», «Сокол и Зимний солдат» ощущается привычным фильмом MCU — только растянутым на четыре часа. Именно что растянутым, потому что некоторые моменты, сцены и даже сюжетные линии буквально просятся под нож. Будто авторы получили долгожданную свободу в хронометраже, но так и не решили, как её использовать.
Зато нашлось применение свободе от статуса семейного кино. Это в блокбастеры, нацеленные на миллиардные сборы, нельзя вплетать слишком много политики, а то, глядишь, Китаю что-то не понравится. Сериал на стрим-сервисе — другое дело. Так что острых тем, стоящих на повестке дня в англоязычных медиа, «Сокол и Зимний солдат» не сторонится. На первом месте, конечно, тяжкая доля афроамериканского населения. Ещё раз отметим, что сериал снимался до событий прошлого лета и популяризации движения BLM, но вопрос в последние годы и без того актуальный. Собственно, вся арка Сэма строится вокруг его столкновения и борьбы с расовой дискриминацией. То банкир косо посмотрит на сестру Уилсона и откажет в займе, то полицейские без причины остановят на улице и отстанут, лишь признав Мстителя, то вообще вскроется, что когда-то за Америку воевал темнокожий суперсолдат, само существование которого правительство предпочло скрыть. Да и от щита со звездой Сокол изначально отказывается не потому, что сомневается в себе, а потому, что сомневается в том, что за этим щитом стоит и что он должен символизировать. На такой откровенный разговор по расовому вопросу Marvel не отваживалась даже в «Чёрной пантере».
Экшен в сериале на удивление жёсткий. Кажется, выйди «Сокол и Зимний солдат» на большом экране, в рейтинг PG-13 уложиться не получилось бы Второй в списке идёт тема радикализма и борьбы за гражданские права. Зрителя пытаются убедить, что «Крушители флагов» воюют, в общем и целом, за правое дело. Дескать, последствия второго щелчка, который резко увеличил население планеты ровно в два раза, мировые правительства сговорились решать самым дубовым способом: перераспределить все блага в пользу вернувшихся, восстановить прежние границы государств и расформировать лагеря беженцев. Люди пять лет приспосабливались к новому миру, искали пристанище, заводили новые семьи, а теперь их пинками гонят назад бессердечные чиновники. Проблема в том, что за шесть эпизодов сериал так толком и не показывает, как было и как стало. В результате цель «Крушителей флагов» для зрителя так и остаётся абстракцией, набором общих фраз о справедливости и равенстве. Сопереживать радикалам мы должны лишь потому, что ими руководит кудрявая девочка с лицом тихони-первокурсницы, за благополучие которой почему-то радеет Сэм. И это при том, что к середине сезона она решительно переходит от активизма к терроризму. Нет, её методы создатели, разумеется, осуждают, но настоящими злодеями показаны чиновники, которые, дескать, недостаточно думают о простых людях. Никакой внятной альтернативы выбранной ими стратегии, конечно же, никто не предлагает.
Свою пурпурную маску Земо надевает один раз за сериал, и то скорее ради фансервиса Увы, рассуждая о высоком, создатели как-то подзабили на то, что по-хорошему должно быть основой всего сериала: взаимоотношения Сэма и Баки. Как уже сказано, у первого хотя бы есть собственная арка, а вот бывшему Зимнему солдату в сюжете досталась роль попутчика. На раскрытие ему отведены половина первого эпизода и пара сцен последнего — всё остальное время персонаж Себастиана Стэна просто буравит окружающих суровым взглядом, дерётся и изредка перебрасывается с Соколом сколько-нибудь остроумными фразочками. И это в сериале, которому пророчили титул супергеройского «Смертельного оружия». Зато антигерои вышли на славу. Барон Земо, которого трейлеры рисовали главным антагонистом, на деле оказался проводником Сокола и Баки в подпольный мир криминала, а заодно неиссякаемым источником сарказма и самых здравых мыслей в шоу. Но куда ярче проявляет себя новый Капитан Америка — Джон Уокер. Он в принципе претендует на звание самого неоднозначного и сложного персонажа в MCU. Сперва кажется, что перед нами просто калька с Хоумлендера из «Пацанов», но авторы почти сразу дают понять, что под маской скрывается живой человек, который искренне хочет творить добро. Просто не всегда получается: у Уокера тёмное прошлое, проблемы с самоконтролем и целая уйма комплексов. Он совсем не тот идеальный Кэп, каким был Стив Роджерс, — и именно поэтому за ним интересно наблюдать вплоть до финальной серии.
Иногда Джон Уокер вполне убедительно смотрится в образе нового Кэпа «Сокол и Зимний солдат» действительно продолжает традиции «Первого мстителя», но, к сожалению, не только славные. В конце сериал, как и оригинальный «Зимний солдат», буквально отмахивается от зрителей экшеном вместо того, чтобы подарить по-настоящему эмоциональный и осмысленный финал. Боевые сцены, кстати, стабильно хороши на протяжении всех шести эпизодов, но это несколько расходится с общим посылом о том, что иногда людям надо сесть и поговорить, а не просто бить друг другу морды. От прочих проектов MCU шоу отличает попытка говорить на важные для Америки и мира темы, однако сказать создателям, в общем-то, нечего. Ответом на каждый наболевший вопрос становится типичная голливудская проповедь, какую мы слышали, скажем, в «Чудо-женщине: 1984». Посмотреть «Сокола и Зимнего солдата» стоит хотя бы ради колоритных персонажей второго плана, однако после «Ванда/Вижн» это небольшой, но явный шаг назад. Посмотрим, куда франшизу подвинет «Локи».